Для колонистов будет актуальной проблема разгерметизации помещений и в первую очередь скафандров. При разгерметизации в условиях низкого внешнего давления основная опасность связана с ударной декомпрессией в случае серьезного повреждения скафандра. При дыхании чистым кислородом внутри скафандра давление будет не ниже 188 мм рт.ст. А в случае дыхания газовой смесью еще и выше.
Опыты по декомпрессии проводились на животных. Вот как их описывает астронавт Митчел. "В течение 1 сек давление в барокамере, где находились животные, понижали со 180 мм рт. ст. до менее чем 2 мм рт. ст. При столь низком давлении собаки находились в течение 5—10 сек, а шимпанзе — до 150 сек. И собаки и шимпанзе через 9—12 с. после начала декомпрессии впадали в шоковое состояние. В этот момент у них можно было наблюдать «раздутие» тел, конвульсии, затрудненное дыхание и общее спастическое состояние мышц. И если у 18—20% собак после 120—180 с. декомпрессии наступала смерть, то у всех шимпанзе после декомпрессии в течение 150 с. восстанавливалось нормальное состояние без каких-либо последствий для нервной системы. После рекомпрессии (повышения давления до нормального) они начинали самопроизвольно дышать. Следовательно, их сердечно-сосудистая система функционировала еще достаточно хорошо, чтобы восстановить нормальное кровяное давление.
Нескольких шимпанзе подвергли декомпрессии в атмосфере чистого кислорода, давление в барокамере снижалось в течение 0,8 сек со 179 до 2 мм рт.ст., животных выдерживали при этом низком давлении 210 сек. После рекомпрессии, производившейся постепенно, шимпанзе поправлялись и были способны выполнять сложные задания, которым их прежде обучили. Повторные эксперименты неизменно давали те же результаты. Это свидетельствует о том, что человек тоже способен переносить экстремально низкие давления лучше, чем мы предполагаем. Вполне вероятно, что космонавта, находящегося за пределами космического корабля, можно будет спасти, если его скафандр неожиданно получит повреждения и в нем вследствие утечки начнет резко понижаться давление воздуха или кислорода".
На Марсе сейчас давление 4.6 мм рт.ст. Это вдвое больше, чем в описанных опытах, но этого все равно мало. При резком падении давления в скафандре у человека на Марсе остается всего 10 - 15 с. до потери сознания. Однако своевременная помощь, оказанная товарищами в течение 1 - 3 минут, способна спасти человека. Для этого необходима быстрая рекомпрессия до давления хотя бы 200 мм рт.ст.
В условиях низкого давлении или вакуума в начале наступает гипоксия, связанная с нехваткой кислорода и человек за 10 с. теряет сознание. Ныряльщик под водой использует запас кислорода в легких, здесь же такой возможности нет. Так как человек в вакууме должен выдохнуть воздух из легких, чтобы предотвратить разрыв внутренних тканей.
Следующий опасный процесс связан с кипением жидкостей в первую очередь крови, кровоток практически прекращается. Наступает фибриляция сердца и человек может уже в это момент умереть от остановки сердца. После остановки сердца реанимация уже практически невозможна, так как остановка сердца происходит по причине необратимых измерений в системе кровообращения. Из-за выделения газов во внутренних органах тело раздувается. Частично это раздутие можно компенсировать специальным костюмом, его используют пилоты стратосферных самолетов. Однако у пилота на высоте 15 км есть всего 10 с. чтобы принять решение на резкое снижение высоты.
В одном из полетов при разгерметизации перчатки на высоте 12 км, испытатель совершавший подъем на воздушном шаре достиг высоты в 30 км (10 мм рт.ст). Его рука раздулась вдвое по сравнению с обычным состоянием, однако он смог завершить эксперимент успешно, а после возвращения на землю рука вернулась в норму через несколько часов. Дело в том, что сосуды и капилляры имеют гибкость, которая компенсирует падение внешнего давления.
Во время полета Шаттла STS-37 имело место повреждение перчатки одного из астронавтов. Однако наддув скафандра, и уплотнение из-за прижима ладони к поврежденному месту не привели к взрывной декомпрессии. Астронавт, будучи в состоянии возбуждения от выхода в открытый космос даже не заметил, что у него пробита перчатка. Он отделался пустяковой царапиной.
Поэтому при аварии скафандра главная угроза состоит в том, что человеку из-за утечки воздуха нечем дышать, перестает снабжаться кислородом мозг, а не от низкого давления. Для того чтобы избежать разрыва тканей в легких человек в момент аварии в условиях Марса связанной со взрывной декомпрессией должен максимально выдохнуть воздух и задержать дыхание с пустыми легкими. Надолго будет сделать трудно, так как инстинктивно человека будет одолевать желание вдохнуть. Но вдыхать воздух Марса опасно. Избыток углекислоты может привести к отравлению организма. Хотя из разряженной атмосферы видимо не удастся вдохнуть сколько-нибудь значительное количество углекислого газа. Человек потеряет сознание раньше, чем атмосфера Марса наполнит поврежденный скафандр. Остановка дыхания предотвратит дальнейшее проникновение марсианского воздуха в организм пострадавшего.
Поэтому при наличие внешнего давления в несколько десятков мм. рт.ст все эти проблемы будут существенно ослаблены. В этом случае для компенсации падения давления и раздутия кровеносной системы можно применить специальный компенсирующий костюм, подобный тем, что применялись в высотной авиации. Наличие компенсирующего костюма и кислородной маски сделает возможным выживание человека даже с поврежденным скафандром. Здесь уже большую опасность может представлять переохлаждение или отравление СО2 при наличие плохого прилегания маски к лицу и подсоса газа извне. В этом случае речь уже не идет о секундах до фатального исхода, что сделает многие аварийные случаи менее опасными.